Мы - дети природы. Мы - сама природа, ведомая душой. И мы оказываемся столь же непостижимы, насколько непостижима наша душа. Целая вселенная зашита в человеческую душу. Душа - непознанная и неопознанная, иррациональная, грандиозная матрица, в которой мы завязаны по уши, но в которой нам так часто не за что зацепиться. Как получить высшее образование своей души? Быть не рабом, не рабочим, не служащим своей душе, а ее менеджером? Как научиться управлять и контролировать себя, свои чувства, эмоции, поведение и в итоге жизнь и судьбу? У кого найти нужные слова, чтобы вытащить из своего сердца воткнутые самим же собой ведьмины колья и засеять свой внутренний мир благоуханными цветами? Кто поможет почувствовать весну не снаружи, а внутри? Врач души? Да, врачующий душу. Психотерапевт. Один из первых. Один из лучших. Максим Пасюков.
Справка: Пасюков Максим Сергеевич. Врач-нарколог, психотерапевт. Профессиональные интересы - в сфере индивидуального консультирования, психоанализа, эриксоновского подхода, когнитивно-поведенческой терапии. С 1997 года занимается индивидуальной и групповой психотерапией зависимых состояний. Действительный член Общественной профессиональной психотерапевтической лиги. С 2012 г. В сотрудничестве с автором метода психологической коррекции веса – Гавриловым Михаилом Алексеевичем. Руководитель «Центров снижения веса Доктора Гаврилова» в городах Томск, Красноярск.
Т.Д.: Максим, как никогда ранее сегодня актуальна психотерапия. Как массовая, так и индивидуальная. На дворе весна. Значит, авитаминоз, давление, гормональные взрывы и хандра. Плюс христианский пост. Плюс информационная война с братской «соседкой». Плюс санкции Евросоюза. Плюс дороги обнажились и вгоняют своими зияющими дырами в космическую депрессию… И, разумеется, неизбывное весеннее желание обнулиться, похудеть, похорошеть, стать лучше, чище, умнее и вообще начать заново. Именно поэтому ты – герой номера. Вообще, ты в роли психотерапевта, который одним из первых в Томске занялся этой «особенной» медицинской деятельностью и создал профессиональный прецедент, чувствуешь себя героем настоящего времени?
М.П.: Мужчина по определению должен чувствовать себя героем, чтобы чувствовать себя мужчиной. Помнишь, как в «Мюнхгаузене» герой Кваши говорил: «Да, я каждый день хожу на работу. Не могу сказать, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть!». Шутка, конечно. А если серьезно, мой профессиональный путь, с одной стороны, выглядит как череда хаотических событий. Но по-другому быть, наверное, и не могло. Вслед за удивительной цепочкой совпадений, мой выбор был вполне осознанным и резонным. Окончив лечебное дело в СибГМУ и имея весьма обширную практику в наркологической сфере, в далеком 1997 году определился с профилем своей работы. Само время подсказало его актуальность. В растерянные, анархичные и темные 90-е «кашпировщина» нашла благодатную почву в постсоветский период. Общий уровень культуры общества был на нуле, тем более было развито мистическое мышление: люди бросились к колдунам, гадалкам, специалистам по куклам вуду и прочим «хиромантам». Кроме того, за 70 лет советской власти люди были так напуганы карательной психиатрией, что о культуре посещения специалиста, психотерапевта, процветающей во всем цивилизованном мире, не могло быть и речи. Но речи быть не могло, а нужда в этой помощи очевидна! Мое образование, моя специальность и собственно судьба позволили мне считать этот запрос общества, и я вознамерился исправить ситуацию.
- Это из серии: кто-то же должен, так пусть этот кто-то буду я!
М.П.: По сути да. Вот уже более 15 лет «пионерю» на этом фронте. Не смотря на то, что Томск – уникальный конгломерат интеллектуального багажа и талантливых людей, люди, пережившие почти столетнюю коллективизацию, по-прежнему со скрипом признают саму идею приоритета Личности, ее индивидуальности и ответственности, а значит принципы работы психотерапии.
- Почему?
- Потому что она построена на фрейдизме, который критиковался в СССР. То, что раскопали Фрейд, Юнг и сотоварищи, сильно не вязалось с коммунистической идеологией, направленной вовне. Причем марксизм-ленинизм по природе являлся агрессивной идеей, насаждающей воинственную ксенофобию, разделение на своих\чужих и развивающей стадность мышления. Психоанализ, напротив, позволяет человеку обратиться внутрь. В идее лечения душой лежит архиважный принцип - чтобы жить в мире с другими людьми, нужно жить в мире с самим собой.
- А как насчет двух бородатейших стереотипов в этой связи? В сознании нашего народа укоренилось, что к психиатру на кушетку ложатся или Нарциссы, попросту конченые эгоисты, которым «делать больше нечего», или социально неодобряемые «психи», «слабаки» и больные на голову люди…
М.П.: Вот оно – следствие вековой дискредитации профессии! Психотерапия, в переводе означающая лечение душой, требует определенного уровня интеллекта, как от врача, так и от пациента! Человек, у которого IQ ниже порогового показателя, может быть скорее дрессирован. Есть, конечно, поведенческая психотерапия, которая способна любого человека изменить. У военных, например, в армиях всего мира есть совершенно железобетонные приемы как из совершенно разных людей сделать совершенно одинаковых солдат. Но для того, чтобы расслышать себя, рассмотреть и объективно оценить, необходим некоторый уровень культуры: начитанности, образования, интеллекта. У Фрейда высказывание есть: «Мы не можем золото психоанализа дать каждому. Нам придется его разбавлять медью внушений, гипноза». Кому-то надо просто вдалбливать в голову какие- то простые вещи, а людям интеллектуальным, конечно, необходимо понимать, что с ним происходит, как и почему «это работает». Интеллектуала не удовлетворит мысль о том, что какой-то бородатый дядька, молнией ударенный, все про них знает и видит, и подскажет, что делать и как. Так вот сегодня, в 21 веке в России, наконец, стали происходить серьезные ментальные сдвиги. Мы как будто поднимаемся с колен и в геополитическом смысле, и в нравственном. Мы получили должную порцию свободы: свободы ума, волеизъявления, желаний и стремлений. Мы, кажется, готовы к самоопределению, к саморазвитию, к работе над собой…